РУС БЕЛ ENG

Библиотека, медиатека

О библиотеке 

Государственное учреждение образования

«Драчевская базовая школа Солигорского района»

ПОЛОЖЕНИЕ

23..01 № 

д.Драчева

     

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Драчесвская базоваяшкола Солигорского района»»

_подпись__     Ю.А.Киселёв

23.01.2022

 

ГЛАВА 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Библиотека государственного учреждения образования «Драчевская базовая школа Солигорского района» (далее – библиотека школы), реализующая образовательную программу общего среднего образования, является структурным подразделением школы.

1.2. Библиотека государственного учреждения образования «Драчевская базовая школа Солигорского района» относится к категории специальных библиотек, осуществляет сбор и обеспечивает сохранность документов для их использования всеми участниками образовательного процесса.

1.3. В своей деятельности библиотека учреждения образования руководствуется нормативными правовыми актами:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Кодексом Республики Беларусь о культуре;

Трудовым кодексом Республики Беларусь;

постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2001 № 25 «Об утверждении квалификационного справочника “Должности служащих, занятых в культуре и искусстве”»;

постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 13.06.2019 № 32 «Об оплате труда работников в сфере культуры»;

постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 02.10.2001 № 14 «Аб унясеннi змяненняў i дапаўненняў у Iнструкцыю па ўлiку i захаванасцi бiблiятэчных фондаў у Рэспублiцы Беларусь»;

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.11.2016 № 108 «Аб устанаўленні формаў уліковых дакументаў, якімі афармляюцца арганізацыя бібліятэчных фондаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі і выключэнне з іх дакументаў»;

иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, а также локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (уставом учреждения образования, приказами руководителя учреждения образования, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами внутреннего распорядка учреждения образования и др.).

1.4. На республиканском уровне координационную и организационно-методическую функцию осуществляет секция библиотекарей государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (координатор секции – методист управления учебно-методической работы государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (далее – АПО) Чехлова Таисия Филипповна).

ГЛАВА 2.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Библиотека призвана:

2.1. Содействовать образовательному процессу учащихся.

2.2. Осуществлять информационное сопровождение образовательного процесса.

2.3. Обеспечивать право участников образовательного процесса (учащихся, их законных представителей, педагогических работников, иных работников учреждения образования) на бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки.

ГЛАВА 3.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В соответствии с основными задачами библиотека школы:

3.1. Организует работу по комплектованию, учету, выдаче документов и учебных изданий библиотечного фонда.

3.2. Обеспечивает сохранность фонда и его использование пользователями в соответствии с установленными правилами.

3.3. Организует и ведет справочно-библиографический аппарат информационных ресурсов библиотеки (каталоги, система карточек, тематические базы данных).

3.4. Осуществляет библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогических работников.

3.5. Организует и проводит работу по воспитанию у учащихся интереса к книге и чтению, формированию информационной культуры, консультирует законных представителей несовершеннолетних по вопросам организации семейного чтения.

ГЛАВА 4.

ПРАВОВОЙ СТАТУС. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4.1. Управление библиотекой школы осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом учреждения образования.

4.2. Руководство библиотекой, контроль за ее деятельностью осуществляет директор школы, который несет ответственность за создание необходимых условий для деятельности библиотеки (учет и сохранение библиотечного фонда, технического оборудования и имущество библиотеки).

4.3. Возглавляет библиотеку школы заведующий, который подчиняется непосредственно директору учреждения образования и является членом педагогического совета.

4.4. Структура библиотеки школы включает абонемент, читальный зал, хранилище. Для хранения фонда учебных изданий выделяется отдельное помещение. Библиотека школы имеет штемпель с обозначением своего полного наименования и другие необходимые штемпели.

4.5. Состояние материально-технической базы и фонда библиотеки является одним из основных показателей готовности школы к новому учебному году.

4.6. Библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей осуществляется в соответствии с планом работы учреждения образования на год. План работы библиотеки школы является одним из обязательных разделов годового плана учреждения образования.

4.7. Формированием и обработкой библиотечных фондов, библиотечным, информационным и справочно-библиографическим обслуживанием пользователей библиотеки школы, научно-методическим обеспечением деятельности библиотеки занимается библиотечный работник (ст.132 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб культуры), который также осуществляет комплектование, учет, выдачу, возврат, замену и списание документов библиотечного фонда.

4.8. Штатное расписание, условия и порядок оплаты труда библиотечных работников определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

4.9. Библиотечные работники несут ответственность за сохранность фондов в соответствии с действующим законодательством.

4.10. Режим работы библиотеки школы определяется в соответствии с правилами внутреннего распорядка учреждения образования и утверждается директором до 1 сентября.

4.11. Порядок доступа к фондам, перечень услуг и условий их предоставления библиотекой определяются правилами пользования школьной библиотекой.

4.12. Библиотека имеет право:

4.12.1. Самостоятельно определять содержание, формы и методы своей работы в соответствии с задачами и направлениями деятельности.

4.12.2. Знакомиться с учебными программами, планами воспитательной работы учреждения образования, получать от педагогических работников сведения, необходимые для решения поставленных перед библиотекой задач.

4.12.3. Исключать документы из библиотечных фондов.

4.12.4. Устанавливать по согласованию с директором школы правила пользования библиотекой, порядок регистрации пользователей.

4.12.5. Принимать меры по компенсации урона, нанесенного пользователями.

4.12.6. Участвовать в реализации государственных и иных программ, направленных на развитие библиотечного дела.

4.12.7. Создавать самостоятельные библиотечные программы и участвовать в проектах, программах, конкурсах, координаторами которых выступают библиотеки различных ведомств и организаций.

4.12.8. Входить в библиотечные объединения, ассоциации (союзы).

4.12.9. Приобретать, создавать, формировать и использовать информационные ресурсы.

4.12.10. Осуществлять сбор документов в электронном виде, при необходимости создавать копии документов в эелектронном виде с выполнением требований законодательства об авторском праве и смежных правах.

4.13. Работники библиотеки школы систематически повышают квалификацию в институтах повышения квалификации (не реже одного раза в 5 лет), на семинарах, проводимых библиотеками – методическими центрами, методическими объединениями, а также путем самообразования; проходят аттестацию в установленном порядке.

4.14. Проверка деятельности библиотеки проводится по согласованию с директором школы и управлением по образованию Солигорского райисполкома с обязательным привлечением специалистов библиотечного дела в качестве экспертов.

С данным документом можно ознакомиться на сайте школы

свернуть

О правилах пользования библиотекой

Государственное учреждение образования

«Драчевская базовая школа Солигорскогорайона»

ПОЛОЖЕНИЕ

26.01.2022 № 9

д.Драчева

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Драчевская базовая школа Солигоского района»»

____________   Ю.А.Киселёв

26.01.2022

О ПО ПП

ГЛАВА 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правила пользования библиотекой ГУО «Драчевская базовая школа Солигорскогорайона » (далее – библиотека), разработаны в соответствии с «Кодэксам Рэспублікі Беларусь аб культуры», положением о библиотеке учреждения образования.

1.2. Правила пользования школьной библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания пользователей библиотеки, права и обязанности библиотеки и пользователя.

ГЛАВА 2.

ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

2.1. Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, законные представители учащихся школы.

2.2. Пользователи имеют право:

2.2.1.На библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание согласно их потребностям и интересам.

2.2.2. Бесплатно получать полную информацию о составе и содержании библиотечных фондов, консультативную помощь в поиске информации.

2.2.3. Бесплатно получать для временного пользования документы библиотечного фонда.

2.2.4. Получать доступ к информационным ресурсам библиотеки.

2.2.5. Принимать участие в культурных мероприятиях, проводимых библиотекой.

2.2.6. Пользоваться в читальном зале техническими средствами.

2.2.7. Получать во временное пользование любой документ из фонда библиотеки.

ГЛАВА 3.

ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

3.1. Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов, сотрудники школы и законные представители учащихся – по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.

3.2. На каждого пользователя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя – документ, удостоверяющий факт и дату выдачи пользователю изданий из фонда библиотеки и приема их библиотечным работником.

3.3. При записи в библиотеку пользователь должен быть ознакомлен с правилами пользования библиотекой.

3.4. На дом документы выдаются пользователям сроком на 15 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти.

3.5. Учебная, методическая литература выдается пользователям на срок обучения в соответствии с программой.

3.6. Выдача учебных изданий учащимся осуществляется работниками библиотеки с участием педагогических работников.

3.7. Учебные издания на учебный год выдаются учителям начальных классов и классным руководителям, которые:

3.7.1. Получают издания в библиотеке, выдают учащимся и организуют ремонт и сдачу их в конце учебного года.

3.7.2. Выставляют оценку состояния издания в специальной графе в начале и в конце учебного года.

3.7.3. Заполняют журнал выдачи учебных изданий и ведут его в течение учебного года.

3.7.4. Осуществляют контроль за сохранностью, проводят беседы, конкурсы по воспитанию бережного отношения к книге.

3.8. Выдача учебных изданий с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания, осуществляется из фондов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации педагогическим работником, который назначается приказом директора школы.

3.9. Учащимся, готовящимся к поступлению в учреждения среднего специального или высшего образования, на протяжении учебного года могут дополнительно выдаваться учебные издания (при наличии) по формуляру читателя.

3.10. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее документов, срок пользования которыми истек.

3.11. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий, электронные документы на дом не выдаются.

3.12. Число документов фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.

ГЛАВА 4.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

4.1. Выполнять правила пользования библиотекой.

4.2. Бережно относиться к библиотечному фонду.

4.3. При выбытии из школы пользователь обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.

4.4. Пользователь обязан:

4.4.1. Возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок.

4.4.2. Не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учета.

4.4.3. Бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы и др.).

4.4.4. Соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду.

4.4.5. Ежегодно в начале учебного года проходить перерегистрацию.

4.5. Пользователь, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе и копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным. При утере, повреждении электронного носителя (диска) пользователь должен возместить электронный носитель (диск), а школа – обеспечить запись соответствующей информации на данный носитель.

4.6. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители, опекуны, попечители.

4.7. Пользователи, нарушившие правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок 1 месяц. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, пользователи несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.

ГЛАВА 5.

ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Библиотека обязана:

5.1. Обслуживать пользователей библиотеки школы в соответствии с правилами пользования библиотекой.

5.2. Создавать и поддерживать комфортные условия для работы читателей в библиотеке.

5.3 Не использовать сведения о пользователях, их интересах в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных.

5.4. Давать полную информацию пользователям библиотеки о наличии документов в фонде, систематически информировать их о вновь поступивших документах.

5.5. Оказывать помощь пользователям в выборе необходимой литературы.

5.6. Предоставлять пользователям (читателям) возможность пользования каталогами, библиографическими и информационными ресурсами.

5.7. Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда.

5.8. Обеспечить режим работы в соответствии с потребностями школы.

5.9. Обеспечить сохранность и рациональное использование библиотечного фонда, создавать необходимые условия для хранения документов.

 

Библиотекарь                                                   Е.Н.Лапотко

 

 

С данным документом можно ознакомиться на сайте школы

 

свернуть

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

http://www.library.by-Белорусская цифровая библиотека

http://www.nlb.by/portal/page/portal/index – Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси

http://knihi.com – Электронная библиотека “Беларуская палiчка”

http://mirknig.com – Библиотека “Мир книг”

http://rex-history.ru – Библиотека исторических книг. Восточная литература

http://elib.bsu.by- Электронная библиотека Белорусского государственного университета

свернуть

Календарь знаменательных и памятных дат на 2023 год  

1 сентября — День знаний

 

3 сентября — 95 лет со дня рождения белорусского писателя, публициста Алеся (Александра) Михайловича Адамовича (1927–1994)

Алесь Адамовіч: голас знямелых | ЗАПІСКІ НА ПАЛЯХ 

Алесь Адамович

Книга с экрана. Сергей Курилович. Хатынская повесть. Автор произведения Алесь Адамович

4 сентября — День белорусской письменности

5 сентября — Международный день благотворительности

5 сентября — 205 лет со дня рождения русского писателя Алексея Константиновича Толстого (1817–1875) 

Видеоролик «Толстой Алексей Константинович» 

Видеоурок "Алексей Константинович Толстой. Грани творчества" 

Лекция 58 – «Алексей Толстой. Жизнь и творчество». Лектор: Варламов Алексей Николаевич -- доктор филологических наук, преподаватель филологического факультета МГУ, писатель

6 сентября — 20 лет со дня основания Белорусского республиканского союза 

молодежи (БРСМ)

8 сентября — Международный день грамотности

9 сентября — Международный день красоты

11 сентября — День города Минска

11 сентября — 140 лет со дня рождения русского писателя Бориса Степановича Житкова (1882–1938)

Слово о писателе. Борис Житков 

Борис Степанович Житков 

На миг оглянуться... (1984) Биографический фильм, посвященный жизни и творчеству писателей Бориса Житкова и Корнея Чуковского, снят по мотивам их произведений. 

11 сентября — 160 лет со дня рождения американского писателя-новеллиста О.Генри (1862–1910)

Биография писателя О'Генри 

12 сентября — День памяти жертв фашизма

15 сентября — День библиотек Республики Беларусь

15 сентября — 100 лет со дня основания Национальной библиотеки Беларуси

17 сентября — 110 лет со дня рождения Максима Танка, народного поэта Беларуси (1912 – 1995)

МАКСІМ ТАНК. НАТУРАЛЬНЫ, ЯК ЛІНІЯ НЕБАСХІЛУ | Документальный фильм | Бел. яз | HD

Максім Танк: крутыя віражы | ЗАПІСКІ НА ПАЛЯХ 

Максім Танк. Пясняр з Нарачанскага краю 

17 сентября — 165 лет со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского, ученого, изобретателя (1857–1935)

19 сентября — День рождения «Смайлика»

21 сентября — Международный день мира

21 сентября — Всемирный день «Очистим планету от мусора»

21 сентября — 75 лет со дня рождения американского писателя-фантаста Стивена Эдвина Кинга (1947)

22 сентября — Всемирный день без автомобиля

22 сентября — Всемирный день защиты слонов

25 сентября — 125 лет со дня рождения Уильяма Фолкнера, американского писателя, Нобелевского лауреата (1897–1962)

Жизнь и творчество Уильяма Фолкнера 

25 сентября — 230 лет со дня рождения русского писателя Ивана Ивановича Лажечникова (1792–1869)

26 сентября — 90 лет со дня рождения русского писателя Владимира Николаевича Войновича (1932–2018)

27 сентября — Всемирный день туризма

27 сентября — Всемирный день моря

29 сентября — Всемирный день сердца

26 сентября — Международный день переводчика

29 сентября —205 лет со дня рождения Александра Васильевича Сухово-Кобылина, русского писателя, драматурга (1817-1903)

30 сентября — Международный день переводчика

30 сентября — 130 лет со дня рождения Зоськи Верас (наст. имя Людвика Антоновна Савицкая-Войцек), белорусской поэтессы, писательницы (1892–1991)

1 октября — Международный день пожилых людей

1 октября — Международный день учителя

1 октября — Международный день музыки

1 октября — 110 лет со дня рождения Льва Гумилева, русского поэта, переводчика, историка (1912–1992)

Лев Гумилёв. Чтобы свеча не погасла… (1992) 

Дети великих людей: Лев Гумилев 

3 октября — Всемирный день трезвости и борьбы с алкоголизмом

4 октября — Всемирный день животных

4 октября — 175 лет со дня рождения Луи Анри Буссенара, французского писателя (1847–1910)

5 октября — Всемирный день архитектуры

7 октября — 90 лет со дня рождения Ивана Пташникова, белорусского писателя (1932–2016)

7 октября — Международный день улыбки

8 октября —130 лет со дня рождения Марины Цветаевой, русской поэтессы, прозаика, переводчицы (1892–1941)

О жизни и трагической судьбе поэтессы Марины Цветаевой (1990) 

Марина Цветаева: факты из жизни легендарной поэтессы 

8 октября — Всемирный день яйца 

9 октября — Всемирный день почты

9 октября — 475 лет со дня рождения Мигеля де Сервантеса, испанского писателя (1547–1616)

10 октября — День работников культуры

11 октября — Всемирный день космоса

11 октября — Международный день девочек

13 октября — 90 лет со дня рождения Елены Кобец-Филимонововой, белорусской писательницы (1932)

14 октября — День матери

15 октября — Всемирный день чистых рук

16 октября — Всемирный день хлеба

18 октября — Всемирный день конфет

23 октября — 90 лет со дня рождения Василия Ивановича Белова, русского писателя (1932–2012)

24 октября — 134 лет со дня рождения Имре Кальмана, венгерского композитора (1882–1953)

24 октября — Международный день школьных библиотек

27 октября — 240 лет со дня рождения Николо Паганини, итальянского композитора, скрипача (1782–1840)

28 октября — Международный день анимации

31 октября — Международный день Черного моря

31 октября — Всемирный день городов

31 октября — Международный день экономии

31 октября — 120 лет со дня рождения русского писателя Евгения Андреевича Пермяка (1902–1982)

Евгений Пермяк краткая биография

2 ноября — День памяти (Осенние Деды)

3 ноября — 140 лет со дня рождения Якуба Коласа, народного поэта Беларуси (1882–1956)

Якуб Колас Биография 

Поэт Якуб Колас. Мастаки.[БЕЛАРУСЬ 4 | Могилев]

Якуб Колас 

Якуб Колас: найпрыгажэйшая кветка Палесся | ЗАПІСКІ НА ПАЛЯХ 

Цікавыя факты з жыцця Якуба Коласа: добры пісьменнік і дбайны гаспадар 

Жывы голас Якуба Коласа 

Якуб Колас Музей Якуба Коласа 

АКИНЧИЦЫ Якуб Колас Belarus Travel Guide

3 ноября — 135 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака, русского поэта, драматурга и переводчика (1887–1964)

Видеолекция «О Маршаке детям»

САМУИЛ МАРШАК 

Самуил Маршак. "Человек с большой буквы" 

3 ноября — 225 лет со дня рождения Александра Александровича Бестужева (Марлинского), писателя, поэта (1797–1837)

6 ноября — 170 лет со дня рождения русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852–1912)

Биография Д.Н. Мамина- Сибиряка для учащихся начальной школы 

Библиографический урок, посвященный жизни и творчеству Д.Н. Мамина-Сибиряка 

7 ноября — День Октябрьской революции

7 ноября — 95 лет со дня рождения русского писателя Анатолия Николаевича Томилина (1927–2015)

8 ноября — Международный день КВН

10 ноября — Всемирный день молодежи

11 ноября — Международный день энергосбережения

13 ноября — Международный день доброты

14 ноября — 210 лет со дня рождения Павлюка Багрима, белорусского поэта (1812–1891)

14 ноября — 115 лет со дня рождения шведской писательницы, лауреата Международной премии им. Х.К. Андерсена Астрид Анны Эмилии Линдгрен (1907–2002)

Астрид Линдгрен. Биография 

17 ноября — Международный день отказа от курения (третий четверг месяца)

20 ноября — Всемирный день ребенка

21 ноября — Всемирный день телевидения

21 ноября — Всемирный день приветствий

25 ноября — 460 лет со дня рождения испанского драматурга, поэта и прозаика Лопе де Вега (1562–1635)

26 ноября — Всемирный день информации

27 ноября — 75 лет со дня рождения русского писателя и поэта Григория Бенционовича Остера (1947)

Григорий Бенционович Остер | Русская литература 5 класс #27 | Инфоурок 

3 класс Биография Г. Остер 

Григорий Остер: «Как взрослым оставаться немного детьми» 

Линия жизни. Григорий Остер

29 ноября — 220 лет со дня рождения сказочника Вильгельма Гауфа, немецкого писателя (1802–1827)

30 ноября — Всемирный день домашних животных

30 ноября — 355 лет со дня рождения английского писателя Джонатана Свифта (1667–1745)

Джонатан Свифт: автобиографический фильм 

1 декабря — Всемирный день борьбы со СПИДом

3 декабря — Международный день инвалидов

3 декабря — 85 лет со дня рождения Дануты Бичель–Загнетовой, белорусской поэтессы (1937) 

5 декабря — 75 лет со дня рождения Алеся Рязанова,  белорусского поэта, переводчика (1947–2021)

8 декабря — Международный день художника

8 декабря — 220 лет со дня рождения Александра Ивановича Одоевского, русского поэта (1802–1839)

10 декабря — Всемирный день прав человека

10 декабря — Нобелевский день

10 декабря — Всемирный день футбола

13 декабря — 220 лет со дня рождения Генриха Гейне, немецкого поэта, публициста, критика (1797-1856)

15 декабря — Международный день чая

17 декабря — День белорусского кино 

22 декабря — 100 лет со дня рождения Алены Василевич, белорусской писательницы (1922–2021)

22 декабря — 85 лет со дня рождения Эдуарда Николаевича Успенского, русского писателя (1937–2018)

25 декабря — Рождество Христово (у католиков)

28 декабря — Международный день кино

1 января — Новый год

2 января — День научной фантастики

2 января — 65 лет со дня рождения детского писателя, поэта Тима Собакина (Андрея Викторовича Иванова) (1958)

4 января —380 лет со дня рождения Исаака Ньютона, английского физика, астронома, математика (1643–1727)

7 января — Рождество Христово у православных

10 января — 140 лет со дня рождения Алексея Николаевича Толстого, русского писателя и публициста (1883–1945)

11 января — Международный день «спасибо»

11 января —День заповедников и национальных парков

12 января — 395 лет со дня рождения Шарля Перро, французского писателя, поэта и критика (1628–1703)

Шарль Перро 

14 января — Старый Новый год

15 января — День рождение Википедии

15 января — 115 лет со дня рождения Заира Исааковича Азгура, белорусского скульптора-монументалиста (1908–1995)

16 января — 75 лет со дня рождения Николая Чернявского, белорусского писателя (1943)

21 января — Международный день объятий

21 января — 95 лет со дня рождения Ивана Архиповича Аношкина, белорусского писателя, автора сборников юморесок и рассказов, книг для детей (1928–2013)

22 января — 235 лет со дня рождения лорда Джорджа Ноэля Гордона Байрона, английского писателя (1788–1824)

23 января — 240 лет со дня рождения французского писателя А.М.Б.Стендаля (Анри Мари Бейль) (1783–1842)

24 января — Международный день образования

25 января — День студента (Татьянин день)

25 января — 85 лет со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого, русского поэта, актёра (1938–1980)

27 января — Международный день памяти жертв Холокоста

27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

30 января — Международный день без Интернета

30 января — День белорусской науки 

2 февраля — 185 лет со дня рождения Кастуся Калиновского, белорусского революционера-демократа, одного из руководителей восстания 1863-1864 гг. в Беларуси и Литве (1838–1864)

3 февраля — 140 лет со дня рождения Михаила Фабиановича Гнесина, композитора (1883–1957)

4 февраля — 215 лет со дня рождения Винцента Ивановича Дунина-Марцинкевича, белорусского поэта, драматурга, театрального деятеля, просветителя (1808–1884)

4 февраля —150 лет со дня рождения русского писателя Михаила Михайловича Пришвина (1873–1954)

Видеоурок. Михаил Пришвин. Биография, произведения, интересные и познавательные факты. 

Биография М Пришвина 

5 февраля — 100 лет со дня рождения Леонида Дмитриевича Щемелёва, белорусского художника (1923–2021)

6 февраля — 95 лет со дня рождения Владимира Ивановича Стельмашонка белорусского художника (1928–2013) 

7 февраля 545 лет со дня рождения Томаса Мора, английского писателя, мыслителя (1478–1535)

8 февраля — 195 лет со дня рождения французского писателя Жюля Верна 

(1828–1905)

Жюль Верн: краткая биография 

Жюль Верн. Страницы жизни и творчества (1980)

9 февраля — Международный день стоматолога

9 февраля — 85 лет со дня рождения русского писателя Юрия Иосифовича Коваля (1938–1995)

9 февраля — 240 лет со дня рождения Василия Андреевича Жуковского, русского поэта (1783–1852)

10 февраля — 125 лет со дня рождения Бертольда Брехта, немецкого драматурга, переводчика (1898-1956)

13 февраля — Всемирный день радио

14 февраля — День святого Валентина

14 февраля — Международный день дарения книг

15 февраля — День памяти воинов-интернационалистов

18 февраля — 130 лет со дня рождения Максима Горецкого, белорусского писателя, литературоведа, публициста, переводчика, критика, общественного деятеля (1893–1938)

19 февраля — 550 лет со дня рождения Николая Коперника, польского астронома (1473–1543)

21 февраля — Международный день родного языка

23 февраля — День защитника Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь

23 февраля — 145 лет со дня рождения Казимира Севериновича Малевича, живописца, графика (1878-1935)

26 февраля — 105 лет со дня рождения Петра Машерова, белорусского государственного деятеля БССР, одного из организаторов и руководителей патриотического подполья и партизанского движения Беларуси в ВОВ, Героя Советского Союза

Пётр Машеров. 100 лет БССР

Голоса эпохи. Как выступал Петр Машеров

27 февраля — 120 лет со дня рождения Михася Явора, белорусского поэта (1903–1933)

27 февраля — 110 лет со дня рождения Ирвина Шоу, американского писателя, драматурга (1913–1984)

29 февраля — 115 лет со дня рождения Беганской Ядвиги Иосифовны, белорусского советского прозаика, переводчика и журналиста (1908–1992)

1 марта — Всемирный день гражданской обороны

3 марта — Всемирный день дикой природы

3 марта — Всемирный день писателя

4 марта — 345 лет со дня рождения Антонио Вивальди, итальянского композитора (1678–1741)

7 марта — 145 лет со дня рождения Бориса Михайловича Кустодиева, художника (1878–1927)

8 марта — Международный женский день

12 марта — 110 лет со дня рождения Сергея Владимировича Михалкова, писателя, поэта (1913–2009)

День рождения Сергея Михалкова 

Писатель Сергей Владимирович Михалков. Писатели в начальной школе 

13 марта — 135 лет со дня рождения Антона Семёновича Макаренко, педагога, писателя (1888–1939)

14 марта — День православной книги

15 марта — День Конституции Республики Беларусь

16 марта — 155 лет со дня рождения русского писателя Максима Горького (н. и. Алексей Максимович Пешков) (1868–1936)

Максим Горький краткая биография | Псевдоним Алексея Пешкова 

Максим Горький. Кинодокументы 

16 марта — 100 лет со дня рождения Валерия Медведева, российского писателя (1908-1997)                                                

   17 марта — 115 лет со дня рождения Бориса Полевого, российского писателя (1923-1981)  

20 марта — Международный день счастья

20 марта — День Земли

21 марта — Всемирный день поэзии

21 марта — Международный день лесов

22 марта — Всемирный день водных ресурсов

22 марта — 80 лет трагедии в Хатыни (бывшая деревня Лагойский район, уничтожена немецко-фашистскими захватчиками в 1943 г.)

Хатынь — трагедия сожжённых деревень. Главный эфир 

И БУДЕТ ЖИТЬ ХАТЫНЬ | Документальный фильм 

Возвращение в Хатынь. Ужасы войны. Документальный фильм

23 марта — 75 лет со дня рождения Геннадия Петровича Пашкова, белорусского поэта, переводчика (1948)

27 марта — Международный день театра

30 марта — 170 лет со дня рождения Винсента Ван Гога, голландского художника (1853–1890)

1 апреля — День юмора

1 апреля — Международный день птиц

1 апреля — 95 лет со дня рождения Валентина Дмитриевича Берестова, русского поэта (1928–1998)

Валентин Берестов | Литературный клуб "Классики XXI века" 

Берестов Валентин Дмитриевич 

2 апреля — Международный день детской книги

2 апреля — День единения народов Беларуси и России

4 апреля — 205 лет со дня рождения Томаса Майна Рида, английского писателя (1818–1883)

7 апреля — Всемирный день здоровья

12 апреля — Всемирный день космонавтики

12 апреля — 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского, русского драматурга (1823–1886)

Александр Островский. Великие имена России 

Литература 10 класс (Урок№2 - А.Н. Островский-основатель русского национального театра.Малый театр.) 

13 апреля — 140 лет со дня рождения Демьяна Бедного (н.и. Ефим Алексеевич Придворов), русского писателя (1883–1945)

15 апреля — 90 лет со дня рождения Бориса Натановича Стругацкого, русского писателя-фантаста (1933–2012. 

18 апреля — Международный день памятников и исторических мест

22 апреля — Международный день Земли

22 апреля — 115 лет со дня рождения Ивана Антоновича Ефремова, русского писателя-фантаста (1908–1972)

"Человек эры Кольца. Иван Ефремов" Док. фильм ("Культура", 2007) 

26 апреля — День Чернобыльской трагедии 

29 апреля — Международный день танца

30 апреля — 140 лет со дня рождения Ярослава Гашека, чешского писателя (1883–1923)

1 мая — Праздник труда

3 мая — Всемирный день Солнца

5 мая — Международный день борьбы за права инвалидов

5 мая — День печати

6 мая — Международный день астрономии

7 мая — 120 лет со дня рождения Николая Алексеевича Заболоцкого, русского поэта (1903–1958)

Заболоцкий Николай Алексеевич – биография

8 мая — День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь

8 мая — 140 лет со дня рождения Степана Михайловича Некрашевича, белорусского учёного-языковеда и общественного деятеля, инициатора создания и первого председателя Института белорусской культуры (1883–1937)

9 мая — День Победы.                                                             

    11 мая - 140 лет со дня рождения Янки Мавра, белорусского писателя (1883-1971)         

12 мая — 90 лет со дня рождения русского поэта Андрея Андреевича Вознесенского (1933–2010)

Поэзия и время. Андрей Вознесенский. Voznesensky

15 мая — Международный день семьи

15 мая — 175 лет со дня рождения художника Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926)

18 мая — Международный день музеев 

22 мая — Международный день биологического разнообразия

22 мая — 210 лет со дня рождения Рихарда Вагнера, немецкого композитора (1813–1883)

24 мая — День славянской письменности и культуры

24 мая — Европейский день парков

26 мая — 85 лет со дня рождения русской писательницы Людмилы Стефановны Петрушевской (1938)

31 мая — Всемирный день без табака

 

свернуть

Советы родителям

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребёнка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них:

 -Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

 - Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

 - Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

 - Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

 - На видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано, и  за какой срок).

 - Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

 - В доме должна быть детская библиотека.

 - Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

 - Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

 - По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

 - Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.

 - Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

 - Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

 - Почаще спрашивайте о мнение детей о книгах, которые они читают.

 - Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают всё что угодно!

 - Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

 - Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть.

свернуть

Как приучить ребенка к чтению 

       Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам, играм.  В прошлом родители доставали детские книги, простаивали за ними в очередях в магазинах, собирали макулатуру, чтобы получить талон на приобретение книги. Книги доставались нелегко, поэтому детям прививалось уважительное, даже трепетное отношение к книге, без которой порой жизни не мыслили.

 Мы живем в совсем ином мире и порой не можем остановиться в нашем скоростном 21 веке, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер. А богатой наша душа может быть только от общения с хорошим человеком и хорошей книгой. Сейчас родители жалуются на то, что дети перестали читать, а порою не задумываются о том, а что они сделали для того, чтобы книга была ребенку интересна и необходима.

 Что читать, как научить ребенка читать, как поддержать интерес к чтению. Это забота не только родителей, педагогов, библиотекарей- это забота о будущем  Беларуси, сегодня это понимают на государственном уровне.

 Настоящая книга существует для  того, чтобы помочь ребенку вырасти «Человеком» с большой буквы. Но дети не займутся чтением сами, просто так ни с того, ни с сего. Никому еще от рождения любовь к чтению не давалась Нужны взрослые, которые показали бы ребенку дорогу к большому книжному богатству, во-первых - это родители.

Способов по приобщению детей к чтению столько же, сколько и детей. А самый главный способ, чтобы вы, родители сами не расставались с книгой, журналом или газетой.

В наше время семейное чтение заканчивается, как только ребенок начинает читать сам. Родители устраняются от этого процесса, так как сами не испытывают потребности в книге, ограничиваясь просмотром газет и «глянцевых» журналов. Но ведь книга вобрала в себя опыт многих поколений, она учит, воспитывает, помогает выйти из трудных ситуаций, найти свое место в жизни. Поэтому мы, взрослые, должны открыть детям ценность книги.

Попробую вам определить те правила, с которыми нужно считаться, чтобы приучить своего ребенка к чтению.

- Читайте ребенку вслух с самого раннего возраста и даже если ему 10 и12,  и  15 лет. Готовит мама на кухне ужин, ребенок рядом читает вслух или про себя (но потом обязательно нужно спросить, о чем он прочитал), если есть возможность 5-10 минут почитайте ему и продолжайте работу свою дальше.

-  Выясните наклонности своего ребенка, что ему нравится. Вы ему  шикарную книгу сказок, а ему понравилась самая невзрачная, с плохой полиграфией, книга загадок или оригами.

-  Покупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка. «книга - лучший подарок»- эта фраза очень актуальна и популярна сейчас.

- Оставляйте печатные материалы везде, где только возможно, где ребенок их увидит, даже если это ксерокопия какого-то рассказа или сказки.

-  Приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.

-   Выпишите какой-нибудь детский литературный журнал, который он будет ждать. Там, чаще всего, печатаются маленькие произведения. Просите рассказать, что интересного прочитал.

- Пусть дети читают младшим братьям и сестрам, друзьям и родственникам.

- Купите настольную игру, предполагающую чтение.

- После просмотра фильма, мультфильма предложите почитать книгу и сравнить, совпадает ли сюжет книги и сюжет фильма. Посмотрев документальный фильм о динозаврах или о путешествиях,  предложите ребенку книгу на эту тему. Он может только посмотреть картинки и не читать в этот раз, но в следующий раз его это обязательно заинтересует.

- Предложите ребенку газету с простыми детскими кроссвордами и дайте понять: чтобы разгадать данный кроссворд, нужно прочитать вот эту, эту и эту книги.

-  Читайте вместе вслух друг другу смешные истории, короткие рассказы, сказки пусть только по субботам или воскресеньям, но регулярно, дети будут этого ждать и для следующего раза будут искать уже сами в библиотеке интересную книгу.

- Всегда спрашивайте у ребенка мнение о прочитанной книге и никогда не критикуйте, если его мнение расходится с вашим, у ребенка должен вырабатываться свой взгляд на мир, а не ваш.

-     Уважительно относитесь к книге и к ней будут уважительно относиться ваши дети, подайте им пример, сами читайте.

  Книги необходимы вашим детям так же, как школьные знания, так же, как здоровая пища. Библиотеки вам помогут. Вот и вся премудрость. Я желаю вам успеха, настойчивости и терпения.

Я желаю вам и вашим ребятам большой книжной  радости и удачи.

 

свернуть

«Как развить любовь к книгам?»

 

Прежде всего, вам необходимо привить вашему ребенка любовь к книгам. Это очень важный, даже самый важный фактор. Более того, этот принцип любви к книгам будет играть важную роль в обучении и развитии. Книги являются залогом развития воображения, ведь в реальной жизни у ребенка нет никаких занятий, кроме просмотра телевизора, различных игр и игрушек. Они никоим образом не смогут развить воображение. Что же может "спасти" ребенка? Конечно же, любовь к книгам и ко всему, что связано с книгами и художественной литературой. Эта любовь станет залогом успеха ваших детей, не только на протяжении их детства, их школьного возраста, но и во взрослой жизни.

Любовь к книгам, к знаниям будут вести вперед в течение всей его жизни. Каждый ребенок рождается любознательным. Это естественное свойство подстегивает обучение на ранних этапах. Но чтобы любознательность была созидательной, ее надо культивировать. Если родители поощряют стремление накапливать знания, он будет делать это как активный и прилежный студент. Когда родители препятствуют его исследовательской деятельности, ребенок вряд ли захочет продолжать ее или, по крайней мере, станет приобретать знания со значительно меньшей настойчивостью. Учиться - это величайшее приключение в жизни. Учение желанно, жизненно необходимо, неизбежно и выше всего - это наиболее стимулирующая и захватывающая жизненная игра. Ребенок верит, он будет всю жизнь верить в это, если вы не убедите его в обратном.

Мы - родители, и кроме наших всех родительских и других обязанностей у нас есть одна немаловажная роль. Эта роль состоит в обучении, мы должны вести своего ребенка по тропам знаний. Очень многие вещи зависят от родителей, например, мы ответственны даже за то, чтобы он делал правильные решения. Дело в том, что детская психология устроена особым образом, совсем не так как у взрослых. Обратите внимание, дети учатся, смотря на взрослых, они смотрят на поведение взрослых, на их поступки и пытаются повторить те же самые действия и поступки. В ранние этапы своего развития дети даже не знают, что если их хвалят, надо реагировать положительно, а если их ругают, то надо реагировать отрицательно. Всему этому они учатся методом проб и ошибок. Но недостаточно того, что мы обучаем своих детей всему тому, что они хотят узнать в данное время, ведь в определенные моменты мы можем оказаться не рядом с ними. Поэтому очень важно научить наших детей самостоятельности, самостоятельности в обучении, а эта задача не может быть выполнена, если ваш ребенок не умеет читать.

Дети, которые уже хорошо читают, с первых дней в школе показывают отличные результаты. Если они продолжают активно черпать информацию из книг, то выдерживают любые экзамены и в старших классах.

Как родители, мы можем помочь нашему ребенку научиться читать с помощью нескольких способов. Некоторые из них могут показаться весьма простыми и очевидными методами, но важно понять, что процесс обучения чтению идет постепенно, зачастую на это уходит несколько лет. Невозможно привить любовь к чтению, просто дав в руки ребенка книгу, не пытайтесь увидеть в его глазах моментально вспыхнувший огонь и любовь к книгам и чтению. Существует довольно много факторов, которые будут отвлекать ребенка, например, такие занятия, которые не требуют усилий и принесут ему большее удовлетворение, как, например, просмотр телевизора. Ниже приведено несколько идей (конечно, не все возможные идеи), которые помогут привить любовь к чтению, от которого он будет получать наслаждение.

 Будьте примером вашему ребенку.

Когда последний раз вы брали в руки книгу? А ваш ребенок заставал вас за чтением книги? Помните, как было подчеркнуто выше, ребенок повторяет действия взрослых. Вы - родитель, и для вашего ребенка вы являетесь человеком, на которого он старается быть похожим, поэтому если вы будете ежедневно читать, то это окажет просто огромное влияние. Даже если вы просто будете шумно перелистывать читаемые вами газетные статьи и читать вслух, то это также окажет сильное влияние, ваш ребенок будет воспринимать информацию, он будет знать, что происходит за пределами вашего дома или города. В некоторых семьях за 20-30 минут перед сном все вместе читают до тех пор, пока не придет время ложиться спать. Таким образом родители демонстрируют, что чтение играет очень важную роль в их жизни, и что на чтение должно быть уделено немного времени.

 Чаще ходите в библиотеку.

Самое лучшее место, которое мы можем найти, где не скапливается большое количество людей и где можно спокойно почитать, это библиотека. В библиотеке есть отделы детской фантастики и многие из библиотек отдают книги на дом. Самое великолепное - это то, что вы можете забрать книги домой, конечно же, при условии, что вы вернете книгу вовремя, в указанный срок. Более того, это практически бесплатно. Возьмите себе в привычку ходить в библиотеку каждое субботнее утро, таким образом вы покажете ребенку какую важную роль играет чтение книг, более того это еще и бесплатно. Дети постепенно смогут выбирать сами себе книги по вкусу, по своим интересам, тем самым самовыражаясь и подчеркивая свою индивидуальность. Важно, чтобы ребенок выражал свое отношение к тому, что он читает. Вы можете воспитывать в нем "заинтересованного" читателя, сами комментируя текст, например, так: "Эта история напоминает мне о..." или "Интересно, может ли этот персонаж...". Вскоре ваш ребенок захочет сам связывать прочитанное со своими переживаниями и событиями реальной жизни.

 Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор.

Простейший способ отключить мозги - это включить телевизор. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Оно не помогает учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Дети, которые учатся с телевизионного экрана, привыкают ждать, что все ответы придут к ним в виде готовых мелькающих картинок, танцующих животных и легких мотивчиков. Они становятся нелюбознательными учениками, у которых подавлено желание делать собственные открытия. Поэтому старайтесь меньше сидеть у телевизора, а когда малыш смотрит, смотрите вместе с ним.

 Чтение должно стать каждодневной обязанностью для детей перед тем, как они лягут спать.

Почему же не почитать книгу вслух за полчаса до того, как все лягут спать. Это занятие определенно намного полезней и лучше, чем просмотр телевизора. К тому же чтение особым образом подготавливает детей ко сну. Чтение вслух вызывает бурные эмоции, оно уносит его прямо в сказку, начинает работать воображение. Ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому, а ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст (например, вставлять имя ребенка в стихи о детях), делая его более доступным и понятным; читать ярко и выразительно; следить за реакцией. Чтение ребенку вслух - задача не из легких. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения. Такое чтение несколько отличается от самостоятельного чтения взрослого - упоительного путешествия в страну литературных образов, проходящем в тишине и спокойствии, требующем одиночества и полного погружения в мир фантазий. Малыш ни минуты не сидит на месте, он постоянно задает какие-то вопросы, быстро отвлекается. Взрослому нужно быть готовым реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий. У ребенка начинает работать воображение, он начинает постепенно мечтать, подходя к третьей главе рассказа, вы замечаете, что ваш малыш уснул.

 Пусть ваш ребенок читает вслух.

Чтение вслух развивает речь. Он будет стараться произносить правильно слова, которые он будет встречать в книге. Как родитель, вы сможете следить, как развивается ваш ребенок. Когда вы посчитаете нужным, вы сможете сделать некоторые необходимые замечания. Даже если ваш ребенок читаете книгу, пока вы на кухне готовите ужин (вы можете подумать этого недостаточно, но это не так), это тоже полезно, это также будет оказывать положительное влияние. Произношение слов, которых он еще не встречал, никогда до этого, также очень полезно. Ведь таким образом ребенок учится выполнять задания самостоятельно, будет наполнять их чувством гордости, тем самым, способствуя развитию чувства собственного достоинства. В период становления самостоятельного чтения очень важно создавать дополнительные условия для его речевого развития, так как его речь, недавно бывшая только устной, теперь приобрела еще одну форму бытования - письменную. В этом вам помогут самые разные издания, содержащие различные ребусы, словесные задачки и игры. У юного книголюба неизбежно возникает мысленная картинка прочитанного. Поэтому он лучше запоминает детали и с большей охотой читает для удовольствия. Обращайте внимание на черты характера персонажей или, к примеру, на элементы одежды.

 В гостиной должны преобладать книги.

В заключение, хотелось бы сказать, что все, что вы прочитали и узнали из данной статьи - далеко не весь список возможных методов, но если вы хотите быть уверенными, что ваш ребенок полюбит книги и чтение, то необходимо следовать всем вышеуказанным советам. Конечно же, шансы увеличатся, если вы будете поощрять его ежедневно читать. К тому же удостоверьтесь в том, что ребенок смотрит на вас, смотрит что вы читаете книги и учится благодаря вашим примерам. Школьники, которым приходится сражаться с каждым прочитанным словом и которые с трудом понимают текст, вряд ли смогут получить удовольствие от самого процесса. Они любыми средствами будут пытаться избежать этой повинности, что скажется на успеваемости.

Но успехи в учебе, разумеется, не единственная причина развивать в своем чаде навыки чтения. Ребенок, которому сам этот процесс приносит искреннее удовольствие, всегда найдет, чем заняться в свободное время. И это будет помогать ему в достижении желаемых высот... Прививание любви к книгам и чтению, должно быть семейным делом и даже обязанностью до тех пор, пока он не закончит колледж. К этому времени пригодится все, чему вы научили своего ребенка. Эти навыки помогут преодолеть ему все будущие трудности. Любовь к книгам - это просто огромный шаг вперед!

 

Источник: http://home.damotvet.ru/

 

свернуть

Мудрейшие советуют...

"Книгу читай не только словами.

 Слова - это в жизнь небольшая дверца.

 Книгу читай непременно сердцем,

 А главное, совестью и делами.

 

Книга учит и книга воспитывает

Только тех, кто читает и впитывает.

А у тех, кто по строчкам несется,

Лишь одна пустота остается"

 Эдуард Асадов

 

 ЗНАЙ:

Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей.   Рубакин Н.А.

Читать - это не только узнавать факты. Читать - значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. Федин К.А.

Искусство читать - это искусство мыслить с некоторой помощью другого. Эмиль Фаге

Книга, имеющая столь важное значение для человека, сколько-нибудь тронутого развитием, так же как природа и опыты жизни, остается немою не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу, не сумеет извлечь из мертвой буквы живой мысли.  Ушинский К. Д.

Горе тем, кто, прочитав одну-две книжки, решает, что он понял и постиг самую суть дела, а значит, и довольно. К верхоглядам нужно отнести и тех читателей, которые сводят все дело самообразования на чтение книг и на усвоение их содержания, не сопоставляя его с жизнью.

 Рубакин Н. А.

Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная.  А.С. Пушкин

Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным.  Ф. Бэкон

 

 

ЗАПОМНИ:

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.

Вольтер

 

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает. Д.Дидро

Более чем какое бы то ни было беспорядочное, вредит чтение, при всей своей систематичности,- одностороннее. Ничто так не сушит ума и не суживает горизонтов мышления, как чтение книг исключительно по одной какой-нибудь отрасли человеческого знания. Скабичевский А. М.

Каждую книгу нужно уметь читать.  Паскаль Б. 

Просматривать, перелистывать книгу - это не чтение. Читать надо так, как слушаешь исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее прелесть.  Федин К.А.

Если все читать и читать без конца, не обдумывая за тем прочитанного, то оно не пускает корней и по большей части гибнет. Шопенгауэр А.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает. Дидро Д.

 Читать - значит применять в жизни прочитанное. Дистервег А.

 Прочесть книгу и понять ее, как нужно,- значит стать на уровень писателя. Павленко П.А.

Нет развлечения дешевле и удовольствия продолжительней, чем чтение. Мэри УортлиМонтагу

 Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, - процентами на него.  Аквинский Ф.

 УЧИСЬ:

  Быстрое чтение полезно, если вам нужно прочесть «Британскую энциклопедию». Вот только чем занять остальную часть вечера?  Орбен Р.

 Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Пирогов Н.И.

 Надо выработать в себе уменье и практическую сноровку работать при помощи книги. Рубакин Н.А.

 В особенности нужно бояться бессмысленного проглатывания страницы за страницей, безвольного следования только за внешней интересностью книги.   Макаренко А.С.

  Учитесь читать - это, может быть, гораздо труднее, чем вы воображаете. Учитесь быть разборчивыми в вашем чтении, читать добросовестно и с величайшим для вас доступным вниманием все, к чему вы питаете действительный интерес, действительный, а не воображаемый, и что вы признаете действительно соответствующим тому, чем вы заняты.  Карлейль Т.

Следует читать много, но не многое.  Плиний 

Чем меньше вы будете читать, тем тщательнее следует выбирать книги. Руссо Ж.

Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы.  Толстой Л.Н.

ЕСТЬ МНЕНИЕ:

Некоторые ценят книги по их объему, точно написаны они для упражнения рук, а не ума.

Грасиан-и-Моралес

 Поистине многие люди читают только для того, чтобы иметь право не думать.  Лихтенберг Г.

Для некоторых чтение является лишь приятным времяпрепровождением, высшей степенью праздности. Смайлс С.

 Я разделяю читателей на два класса: на тех, кто читает, чтобы обогатиться, и на тех, кто читает, чтобы забыться. Фелпс Э. 

Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает.

Вербер Б.

 

 И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ:

Ищите людей, разговор с которыми стоил бы хорошей книги, и книг, чтение которых стоило бы разговора с философом. Буаст П.

В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни. Эмиль Короткий

свернуть

Как научиться быстро читать

    Уметь быстро читать – это не роскошь, а обязательный навык в современном мире. Необходимость в скорочтении даже не обсуждается, но, тем не менее, многие люди говорят, что скорость чтения закладывается в детстве, и если родители не постарались – то быстро читать ты никогда не научишься. Это главный миф. Быстро читать можно научиться в любом возрасте. Как? Об этом читайте в данной статье.

 

Не читайте вслух

Основная проблема при чтении текста – это произношение слов про себя, а в наши головы буквально с самого детства «вдалбливают» совсем иное, заставляя читать вслух. Чтобы доказать, что учителя не правы, приведу такой факт: Джон Кеннеди, бывший президент США, имел рекорд по скорочтению, но вслух мог произнести не более 300 слов в минуту. Нужны ли еще доказательства?

Конечно, сказать, что это неправильно – легко, а как это исправить? Чтобы не проговаривать слова вслух при чтении, выполняйте следующие упражнения.

 

Упражнение «Губная Тишина»

  1. Палец руки держать на губах.
  2. Следить за тем, чтобы губы не шевелились.

 

Упражнение «Аккуратный обхват»

  1. Зажать карандаш или ручку зубами.
  2. Язык и губы не должны касаться карандаша.

 

Упражнение «Языковое прижатие»

Прижать язык к зубам.

 

Упражнение «Ла-ла-ла вслух»

Во время чтения произнесите вслух какие-либо звукословосочетания (ла-ла-ла, ни-ни-ни) или отдельные слова.

 

Упражнение «Ла-ла-ла про себя»

Во время чтения произносите про себя какие-либо звукословосочетания или отдельные слова.

 

Упражнение «Фрагмент»

Во время чтения произносите короткий текст. Подойдут различные скороговорки, пословицы, афоризмы, стихотворные фразы.

Упражнение «Счет»

Во время чтения ведите счет от 1 до 21.

 

Упражнение «Музыка»

Во время чтения слушайте спокойную музыку, следя за развитием мелодии.

 

Упражнение «За перстом»

  1. Нужно быстро вести указательный палец вдоль колонки газетного текста.
  2. Нужно стараться прочитывать текст в таком же темпе, как и движение пальца.
  3. Не нужно стремиться глубоко понимать прочитанное.
  4. Читать нужно несложные тексты.

 

Сконцентрируйтесь на чтении

Старайтесь сконцентрироваться на чтении Другая проблема, которая затормаживает развитие скорочтения – возвращение к уже прочитанной части текста. Пока вы возвращаетесь к прочитанным словам, вы теряете ценное время, а ведь смысл одного слова в тексте особого значения не играет.

 

Упражнение «Концентрация»

Когда вы читаете текст, возвращаясь к прочитанному, вы заставляете думать ваш мозг, что в любой момент можно вернуться, поэтому общая концентрация падает. В связи с этим, МирСоветов рекомендует читать всё с мыслью, что возвращаться нельзя, и даже если вы что-то не поняли, ни в коем случае не возвращайтесь к прочитанному. Не сбивайтесь с заданного ритма – и уровень понимания повысится.

 

Упражнение «Без предела»

При чтении постоянно превосходите свои собственные пределы скорости: читайте страницу за минуту, потом за полминуты и т. д.

Расширяйте угол зрения

Не водите пальцем по строкам во время чтения Читая мою статью, вы уже видели, что я осуждаю школьную систему обучения чтению, но она заключается не только в чтении вслух. Другой важный момент при чтении, привитый нам с детства – вождение пальцем по строчкам. Идея изначально «гнилая», поскольку никак не способствует увеличению скорости чтения. Разве может кусок плоти и крови соревноваться с нашим мышлением, скоростью мысли? Конечно нет. Глаза неправильно читающего человека двигаются равномерно, но они постоянно останавливаются и только потом начинают двигаться. Вот оно – неправильное образование! Наш палец не может моментально перескочить со строки на строку, ему требуется время! А из-за этого времени наши глаза устают и общая скорость чтения уменьшается!

 

Упражнение «Стихотворения»

  1. Найдите стихотворение с короткими строчками.
  2. Одну строку читайте за одну остановку, фокусируя глаза на крайних словах.
  3. Постепенно подбирайте стихотворения с более длинными строчками.

 

Упражнение «Окна»

  1. Рассмотрите широко открывающуюся вашему взору панораму за окном.
  2. Перенесите взгляд на текст, подстраивая глаза по краям строчек текста: сектор оперативного поля сужается, его нужно снова и снова увеличивать.
  3. Повторите эти действия несколько раз.

 

Упражнение «Сопровождение пальцами»

  1. Прочитайте текст газетной колонки, сопровождая чтение четырьмя пальцами, быстро передвигая их сверху вниз.
  2. Тоже сделайте тремя, двумя и одним пальцем.

 

Упражнение «Опять окно»

  1. Подойдите к окну, в которое вы уже смотрели (упражнение «Окно»).
  2. Переносите взгляд с панорамы за окном на текст: сектор видения сужается – расширяйте его, повторяя вновь и вновь.

 

Упражнение «Пленки-листики»

  1. Приготовьте несколько картонных листов с прорезью на две, три и более строк газетной колонки или полоски цветной полиэтиленовой пленки соответствующей ширины.
  2. Читайте текст, быстро передвигая рамку или полоску, одним взглядом охватывая весь окружающий фрагмент текста.

 

Упражнение «Найти число»

  1. Начертите на бумаге квадрат 3х3 и расставьте в хаотичном порядке цифры от 1 до 9.
  2. Смотря в центр квадрата, не отрывая глаз, ищите по порядку другие цифры.
  3. Увеличьте квадрат до 4х4 (числа 1-16), до 5х5 (1-25).

 

Упражнение «Словари»

  1. Возьмите орфографический, антонимический, синонимический, русско-иностранный или другой подобный словарь.
  2. Читайте слова максимально быстро, распознавая в секунду по несколько слов одновременно.

 

Упражнение «Первое и последнее»

  1. Включите музыку.
  2. Читайте быстро первое и последнее слово в каждой строке, при этом другие слова читать не надо.

 

Упражнение «Номера машин»

  1. Идя по улицам, мгновенно «забирайте» взглядом номера припаркованных или проезжающих машин.
  2. Глядя по сторонам, также «схватывайте» выделенные слова на каких-либо вывесках и объявлениях.

 

Упражнение «Где бы то ни было, когда бы то ни было»

  1. Расширяйте сектор обзора всегда и в любой обстановке.
  2. Не двигая зрачками, увидьте как можно больше предметов со всех сторон (снизу, сверху, слева, справа).

 

Упражнение «Цифры, буквы, фразы»

  1. Напишите «взглядом» цифры от 0 до 33.
  2. Так же напишите все буквы алфавита.
  3. Напишите несколько словосочетаний или фраз.

 

Теперь Вы знаете, как можно развить в себе навыки скорочтения. Удачи вам в этом нелегком, но, безусловно, очень нужном деле!

Источник: http://mirsovetov.ru/.

свернуть

Польза от чтения книг

 

  1. Развивает мышление.      Одно из важных преимуществ чтения книг – это тот положительный эффект, что оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше размышляем, чтобы понять ту или иную идею произведения.
  2. Снижает стресс.      В современном мире избавление от стресса – основная забота многих людей. Богатство и ритмика языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса. Особенно помогает в этом чтение какой-нибудь фантастики перед сном.
  3. Увеличивает словарный запас.      Когда вы читаете книги различных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используете в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре определение. Иногда о значении термина можно понять по смыслу, заключенному в предложении. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает грамотность.
  4. Защищает от болезни Альцгеймера.      По данным последних исследований, чтение действительно защищает от заболевания мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, что благотворно сказывается на его состоянии.
  5. Придает уверенности.      Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.
  6. Делает нас более творческими.      Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.
  7. Улучшает сон.      Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом, говорящим о скором отходе ко сну. Таким образом вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.
  8. Улучшает мозговую активность.      При чтении мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Именно поэтому чтение тренирует память и логику.
  9. Улучшает концентрацию.      При чтении необходимо концентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.
свернуть

Памятка для учащихся: «Как обращаться с учебником»

 

  • Оберните учебник бумагой или вложи его в специальную обложку.
  • Не забывайте страницы учебника, пользуйтесь закладкой.
  • Не перегибайте учебник: от этого вырываются страницы.
  • Не закладывайте ручку в учебник или карандаш: от этого ломается переплет.
  • Не пишите и не рисуйте в учебниках. Помните: учебник – это общественная собственность.
  • Не берите учебник грязными руками и не читайте их во время еды.
  • Кладите учебник только на чистый стол или парту.
  • Не читайте учебник на солнце: солнечные лучи обесцвечивают обложку и страницы книги.
  • Перевертывая страницу, держите её за верхний угол
свернуть

О правилах и пользователях школьной библиотеки

Пользователь:

·        Берет книги сухими и чистыми руками.

·        Раскрывает книгу, не повредив корешка.

·        Перелистывает страницы, легко прикасаясь к ним.

·        Обертывает книги бумагой или надевает на них обложки.

·        Для отметки нужных мест в тексте пользуется тонкими закладками.

·        Фразы, которые хочет обдумать, еле заметно помечает карандашом.

·        Закончив работу, тщательно стирает мягким ластиком отметки.

·        Размышлениями о прочитанном делится со своим другом и дневником

·        Возникающие при чтении мысли записывает на вложенных листочках.

·        Рисунки и схемы ксерокопирует, фотографирует или перерисовывает.

·        Текст, который еще понадобится, выписывает или конспектирует.

·        Понравившиеся эпизоды зарисовывает в альбом.

·        Закончив чтение, кладет книгу на место.

·        Хранит книги на книжных полках или в шкафах.

·        Переносит книги в чистых портфелях и пакетах.

Пользователями школьной библиотеки могут быть учащиеся 1-11 классов, педагоги, сотрудники школы, родители. Им предоставляется право бесплатного пользования фондами библиотеки;

 · получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах;

 · получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания;

 · продлевать срок пользования документами;

 · обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.

Пользователи библиотеки обязаны

 · Соблюдать правила пользования библиотекой;

 · Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), оборудованию, инвентарю;

 · Поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки;

 · Пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями только в помещении библиотеки;

 · Убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом библиотекаря. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

 · Возвращать литературу в библиотеку в установленные сроки;

 В случае утери или порчи книги вернуть в библиотеку такую же книгу или заменить её другой, признанной библиотекой равноценной по содержанию и стоимости. (Материальную ответственность за учащихся несут их родители, опекуны, попечители);

Порядок пользования библиотекой:

 Формуляр является документом, удостоверяющим дату и факт выдачи читателю книг и иных документов печати (и приёма их библиотекарем);

Максимальные сроки пользования литературой:

 - Учебники, учебные пособия – учебный год;

 - Научно-популярная, познавательная, художественная литература – 15 дней;

 - Литература, предназначенная для работы в читальном зале, на дом не выдается.

Полезные советы дорогому читателю.от Григория Остера

 

Если ты в библиотеке

 Захотел вдруг поболтать,

 Не забудь на рот повесить

 Преогромнейший замок!

 И работать будет можно,

 И учиться, и читать…

 Если ты не можешь тихо

 Хоть минутку посидеть,

 Если дергаешь соседа,

 Не даешь ему читать,

 Не испытывай терпенье

 Окружающих тебя,

 Пробеги вкруг милой школы

 Ровно 8-10 раз.

 И тогда в библиотеку

 Непременно приходи!

 Если вдруг ты обнаружил

 К рисованию талант,

 То к тебе большая просьба:

 Проявляй его конечно,

 Не на парте, не на стенке,

 Не на книжке иль журнале

 Попроси скорей листок!

 Если ты попал случайно

 В очередь из должников,

 Расплатиться быстро должен:

 Принести все то, что взял.

 И тогда все будут рады!

 И нотации длиннющей

 Не услышишь никогда!

 Если ты в читальном зале

 Хочешь книги почитать,

 Не забудь их непременно

 В этот день же сразу сдать!

 Или даже, если нужно

 День – другой их подержать,

 То потом уж, безусловно,

 Без намека их отдать!

 Если на абонементе

 Хочешь книгу взять себе,

 Не забудь – дней через 10

 Ее нужно возвращать!

 Ну, а если не успеешь

 Ее в срок ты прочитать,

 Не забудь в библиотеке

 Удовольствие продлить!

 

свернуть

О ПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНИКАМИ И (ИЛИ) УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ

Стоимость пользования школьным учебниками рассчитывается исходя из базовой ставки. Постановлением Совмина №839 от 24 июня 2011 года плата за пользование учебниками для учеников 1-11 классов установлена на уровне 50% от базовой величины.

Постановлением Совмина №792 от 31.12.2021 с 1 января 2022 базовая величина в Беларуси составляет 32 рубля.

Итого заплатить за пользование учебниками в 2022/2023 учебном году надо будет

16 руб. 

Для кого плата за учебники будет снижена и на сколько

Многодетным семьям положена скидка на оплату за пользование школьными учебниками – они оплачивают 50% от суммы. В 2022 году многодетные заплатят за пользование учебниками 8 руб.

Для получения скидки многодетным семьям надо предоставить в школу (гимназию) следующие документы:

  • копию удостоверения многодетной семьи;
  • заявление на имя директора школы (гимназии).

Скидка в 100% оплату за пользование школьным учебниками предусмотрена для детей-инвалидов, детей-сирот, детей, воспитывающихся в опекунских семьях, детей, родители которых являются инвалидами 1 или 2 группы.

Как оплатить школьные учебники

Внести оплату за школьные учебники можно через инфокиоск, в отделении банка, на почте, с помощью системы платежей «Расчет» (ЕРИП). 

Оплатить учебники и передать квитанцию в школу надо до 1 октября.

  

 Информация о льготах по оплате за учебники

Школьникам из социально незащищенных семей учебники выдадут бесплатно. На эту льготу могут рассчитывать, в частности, ученики с особенностями психофизического развития, дети-инвалиды, сироты, а также обучающиеся из семей, которые получают пособия на детей старше трех лет.

Под государственными пособиями на детей старше трех лет понимается пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей, которые указаны в статье 14 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (смотреть).

Так, право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка, не находящегося на государственном обеспечении, если в семье:

- воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;

- воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;

- отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) являются военнослужащими, проходящими срочную военную службу;

- оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо единственный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.

Таким образом, семьям, получающим пособия на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНО право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями.

Необходимые документы для бесплатного пользования учебными изданиями:

- удостоверение инвалида для семей, в которых один или оба родителя инвалиды I  или IIгруппы, или ребёнок-инвалид;

- справка о получении пособия на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей, установленного в статье 14 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»;

- единый билет для детей-сирот или справка о том, что ребёнок находится под опекой;

- заявление на имя директора.

Многодетные семьи:

- оплата в размере  50% от стоимости.

Документы для многодетной семьи для льготной стоимости комплекта учебников:

  1. Копия удостоверения многодетной семьи, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет.
  2. Заявление на имя директора.
свернуть
2023
январь
10 января, вторник

Літаратурнае падарожжа па творах Уладзіміра Ягоўдзіка “Свет дзівос”

подробнее...

Книжная выставка "Берегите жизнь"

15 сентября - День библиотек. Экскурсия в библиотеку "Чудесный мир книг"

Книжная выставка в библиотеке "Живое слово мудрости"

Интеллектуальная игра «Найди свою книгу по иллюстрации на шарике»

Литературная гостиная «В гостях Якуба Коласа»

Книжная выставка к 140-летию со дня рождения Якуба Коласа

Познаём мир зверей и птиц

Виртуальная встреча с писателем

Знакомство воспитанников детского сада с книжками- малышками

21 сентября в ГУО «Драчевской УПК прошел конкурс читателей стихотворений «Мир на земле»

Конкурс читатателей стихотворений посвящённый международному Дню мира

Кніжная паліца “Гонар нашай зямлі” да Дня беларускай мовы

Квест-круиз «Беларусь – страна народного единства!»

Книжная выставка «Геноцид белорусского народа»

Видеопросмотр «Афганская боль»